В автомобиле система смазки обеспечивает подачу масла к трущимся друг о друга деталям и элементам двигателя. Смазка уменьшает силы трения, охлаждает детали, защищает их от преждевременного износа и от коррозии. Комбинированная система смазки работает таким образом, что масло под давлением разбрызгивается в нужные места. Специальный масляный насос нагнетает давление, коленчатый вал и другие вращающиеся детали разбрызгивают жидкость.
Смазочные системы классифицируются по различным признакам. Самые нагруженные трущиеся части смазываются под давлением, речь идет, прежде всего, об опорных подшипниках распределительного вала, коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала, вала привода насоса. Масло при разбрызгивании смазывает пальцы, поршневые кольца, поршни, цепной и шестеренный привод, элементы ГРМ и другие узлы. Если в двигателе нет масляного радиатора, смазочная жидкость охлаждается в нижней части силовой установки. Если система имеет масляный радиатор, жидкость охлаждается и внутри радиатора и в поддоне. К работе радиатор подключается при продолжительной езде на больших скоростях и во время эксплуатации в жару летом. Если система смазки имеет открытую вентиляцию картера ДВС, то газы, состоящие из топливной смеси и продуктов сгорания топлива, выбрасываются в окружающую среду. Если вентиляция картера закрыта, газы принудительно поступают в цилиндры на дожигание, это предупреждает проникновение газов в салон машины. Также снижаются объемы ядовитых веществ, которые выбрасываются в атмосферу. В двигатели автомобилей заливают специальные моторные масла, имеющие минеральное происхождение (изготавливают из нефти) и синтетические масла. Основные характеристики моторного масла - чистота, вязкость и маслянистость. Вязкость влияет на способность масла поступать в зазоры контактирующих деталей. Также от вязкости зависит текучесть масла. Способность маслянистой жидкости обволакивать трущиеся детали особой пленкой определяет показатель маслянистости жидкости. Для улучшения смазывающих свойств жидкости производители добавляют в масла разные присадки.
Смазочная система легковых автомобилей марки ВАЗ
Автомобили оборудованы комбинированной системой смазки с закрытой вентиляцией картера, масляного радиатора нет. Компоненты такой системы: поддон, масляный насос с приемником и редукционным клапаном, фильтр, заливная горловина, указатель уровня смазки, трубопровод (тонкие каналы в блоке цилиндров, ГБЦ, распределительном вале и коленчатом вале). Система через горловину заполняется маслом. Количество заливаемого масла контролируют при помощи специального щупа. Один конец этого стержня опускают в масляную ванну. Во время работы двигателя из поддона насос забирает жидкость через маслоприемник и направляет его в фильтр по специальному каналу в блоке. Из фильтра жидкость под давлением двигается к переднему и заднему подшипнику вала масляного насоса и коренным подшипникам на коленчатом валу. Если фильтр засорен, масло идет мимо него через встроенный перепускной клапан в центральную масляную магистраль. От коренных подшипников смазка поступает к шатунным подшипникам, дальше через отверстия в нижних шатунных головках распыляется внутри цилиндров. Кольцам и поршневым пальцам достаются остатки масла, которое снимается со стен цилиндров, и масляный туман, который заполняет полости двигателя. В поддон возвращается отработавшее масло. В блок цилиндров встроен датчик, контрольная лампочка которого показывает давление масла в системе. Нижнюю часть двигателя закрывает поддон. Поддон отвечает за охлаждение смазки. В поддоне есть отверстие с пробкой, через него сливают масло. Масляный насос подает под давлением смазочную жидкость к трущимся деталям. На моторах ВАЗ установлен насос шестеренного типа, который имеет встроенный редукционный клапан. В насосе имеются две шестерни, при вращении шестерен получается разряжение и масло двигается под крышку насоса, потом через специальное отверстие направляется в менее насыщенную полость корпуса насоса. Редукционный клапан предотвращает увеличение давления масла в системе. Масляный насос при помощи болтов крепят к блоку, расположен насос в поддоне двигателя. Фильтр очищает смазочную жидкость от нагара, детали от твердых частиц продуктов износа и прочего. Фильтр имеет перепускной и противодренажный клапаны. В случае если масло имеет большую вязкость (при отрицательных температурах) или если фильтр сильно засорен, перепускной клапан открывается и жидкость, минуя очистку, направляется в магистраль. Второй клапан (противодренажный) делают из маслостойкой резины. Этот клапан при неработающем моторе пропускает в фильтр жидкость и не дает ей вытекать в поддон из системы. В момент запуска за счет этого ускоряется подача смазки к трущимся деталям. Фильтр крепят к блоку двигателя. Менять фильтр нужно при замене масла, это обеспечит эффективную очистку. Смазочная система может иметь радиатор для охлаждения масла. В радиаторе есть краник, соединительные трубки, предохранительный клапан. Специальный датчик контролирует давление жидкости в системе. Датчик соединен с лампой, которая расположена на панели приборов. При движении на высоких скоростях и эксплуатации автомобиля в жаркое время года для охлаждения смазочной жидкости нужен масляный радиатор. Устанавливают его перед радиатором системы охлаждения. Включают радиатор при помощи специального крана. При определенном давлении специальный клапан открывает маслу путь в радиатор. Смазочная охлажденная жидкость по трубопроводу из радиатора перемещается в поддон.